Песенки для заучивания алфавита
Тренажёр для тренировки быстрого чтения
Список для чтения летом
Сказки
народов мира.
Н.Носов. Рассказы.
Стихи
С.Михалкова.
Стихи
С.Я.Маршака.
В.Драгунский "Денискины рассказы"
Рассказы
о животных Н. Сладкова.
Сказки
К.Чуковского.
Сказки
– несказки В.Бианки и Э.Шима.
Э. Успенский. Крокодил Гена.
Л. Толстой. Рассказы.
Д. Мамин-Сибиряк. Аленушкины
сказки. Зимовье на студеной.
А. Линдгрен. Три повести о
Малыше и Карлсоне, который живет на крыше.
М.Багдановiч. Мушка—зелянушка i камарык—насаты тварык.
А. Вiтка. Чытанка—маляванка. Прыгоды Васi Вяселкiна.
Рыгор Барадулiн. Азбука – вяселы вулей. Азбука – не забаўка.
П. Мiсько. Прыгоды Бульбобаў.
М. Пазнякоў Ехаў поўны воз дзiвос /вершы, лiчылкi, небылiцы, скарагаворкi, загадкi
/. П. Ткачоў. Сустрэчы на лясных сцяжынках /казкi, апавяданнi, аповесцi
Упражнения для развития
техники чтения
1. Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
2. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка.
а-о-у-ы-и-э; а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ, аиуоэ;
с-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбэ.
3. Читать скороговорки, постоянно увеличивая темп.
4. Выбрать из данного текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.
5. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?
6. Найти нужную строчку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
7. Сравнение скорости чтения текста известного и незнакомого.
8. Чтение за взрослым (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).
9. За одну минуту найти в тексте слова на какую-то букву.
Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению
1. Чтение по ролям.
2. Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.
3. Составить вопросы к тексту.
4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
5. Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.
Организация работы
1. Завести читательский дневник, где указываются автор произведения, его название, замеры техники чтения.
2. Проверять понимание прочитанного текста при замерах техники чтения, используя следующие варианты заданий: ребенок должен ответить на вопросы взрослого после чтения текста, сам составить вопросы, придумать название прочитанного текста, сформулировать главную мысль, пересказать текст.
3. При проверке техники чтения считать целыми словами предлоги и союзы.
4. Читать ежедневно не менее 20-30 минут, 5 минут тренинг по технике чтения, т.е. читать один и тот же текст несколько раз, каждый раз отмечая, сколько слов прочитано за минуту, стремясь приблизиться к норме.
Готовимся к внеклассному чтению
Л. Ганаго
Малыш
Мите
исполнилось только семь лет, но это был уже вполне самостоятельный человек.
Правда, в школу его провожала мама, но возвращался он домой один. Однажды утром
по дороге в школу они увидели, что почти на самом переходе копали глубокую яму.
Мама сказала:
—
Пойдёшь назад — под ноги смотри, чтобы не свалиться!
Возвращаясь
из школы, Митя увидел, что яма ещё не засыпана, все ушли, даже лестницу не
убрали, только ограду вокруг поставили. Мальчик уже хотел пройти мимо, да вдруг
услышал собачий лай, жалобный, почти как плач. Он заглянул в яму, а там —
собачка, маленькая, как игрушка. Увидела Митю, на лапки поднимается, хвостиком
виляет и тоненько-тоненько лает, словно зовёт его.
Недолго
думая, Митя спустился вниз по лестнице, спрыгнул с последней ступеньки, уселся
рядом, гладит щенка и слова мамины приговаривает:
—
Ну, малыш, успокойся, не плачь, всё будет хорошо.
Собачонка
лижет его руки и тихонько повизгивает.
Но
как её вытащить? Снял Митя свой длинный шарф, которым его мама укутывала,
обвязал куртку и сунул щенка за пазуху. Так и полез с ним. Щенок прижимается к
Мите, только изредка голову высовывает и щёки ему лижет, благодарит.
Вылез
Митя и, придерживая свою находку рукой, помчался домой. Открыла мама дверь,
даже назад отступила:
—
Что с тобой? Почему ты такой грязный и растрёпанный?
Митя
сбивчиво стал объяснять:
—
Там в яму щеночек упал, он так плакал, меня звал, я и полез. Вот он, — и
вытащил из-за пазухи щенка. А тот прижался к Мите, смотрит испуганно и всем
телом дрожит.
Заметив
странный взгляд мамы, Митя пробормотал:
—
Если тебе куртку жалко, то мы её помоем. Она опять будет как новая.
—
Дурачок, — сказала наконец мама.
—
Но ты же сама говорила, — продолжал оправдываться Митя, — что малышей выручать
и защищать надо, а он такой маленький, и видишь, он хочет остаться со мной…
—
Хорошо, — сказала мама, — я пошла наливать воду в ванну, сначала искупаю тебя,
а потом твоего малыша.
—
Ура! — закричал Митя. — Ты, Малыш, навсегда останешься со мной! — Митя схватил
щенка и поднял его высоко над головой. Тот как будто все понял и радостно
залаял…
А
в ванной мама, наливая воду, тихонько молилась:
—
Господи, сохрани и помилуй сына моего Митю. Пусть у него всегда будет доброе
сердце.
Ирина Пивоварова
День защиты природы
— Ну, что
новенького пишут? — сказала Катя Косте Палкину, когда Костя Палкин с газетой в
руках вышел во двор.
Костя всегда
выходил во двор с газетой. Несмотря на свой сравнительно ещё небольшой возраст,
он очень любил читать газеты. И тут же рассказывал их содержание Кате и Мане.
— Да вот, про
защиту природы пишут, — сказал Костя. — Сейчас все лучшие люди природу
защищают. А плохие люди природу портят. Деревья ломают, леса не берегут, реки
засоряют. Если так дальше дело пойдёт, никакой природы не останется!
— А почему мы
природу не защищаем? — сказала Катя. — Давайте тоже природу защищать!
— Давайте!
Давайте! — закричала Манечка. — Чур, я первая!
— А где же мы её
будем защищать? — сказал Костя. — Во дворе, что ли?
— А что, у нас во
дворе природы нет? — сказала Катя. — Ещё как есть! Давайте объявим день защиты
природы в нашем дворе!
И они так и
порешили. Объявить день защиты природы в их дворе. Они вышли во двор пораньше и
стали сторожить, чтобы никто по газонам не бегал.
Но никто и не
бегал.
Ещё они сторожили,
чтобы деревья не ломали.
Но никто не ломал.
— А вдруг
кто-нибудь будет цветы на клумбе рвать? — сказала Катя. — Надо смотреть в оба.
Смотрели,
смотрели... Вдруг какая-то маленькая собачка как прыгнет в клумбу! И принялась
цветы нюхать.
— Брысь! —
замахали руками Катя с Маней. — Вон из клумбы!
А собачка на них
поглядела, хвостиком помахала и давай снова цветы нюхать!
— Не нюхай! —
кричат Катя с Маней. — Уйди с клумбы! Сломаешь цветы!
А собачка на них
поглядела и принялась какую-то травинку жевать.
— Плюнь! Ты зачем
природу портишь? — кричат Катя с Маней и бегают вокруг клумбы, хотят собачку
прогнать.
А собачка стоит
себе в клумбе и уже другую травинку жуёт, на Катю с Манечкой никакого внимания
не обращает!
Тогда Катя с Маней
не выдержали и в клумбу полезли. Манечка хотела собачку схватить, да
растянулась, шлёпнулась прямо на георгины, два георгина сломала. Собачка
убежала, а из окна дворник тётя Сима кричит:
— Эй, опять на
клумбу полезли?! Опять хулиганите?! Я вам покажу, как цветы ломать!
Вот тебе и день
защиты природы!
— Ничего, — сказал
Костя Палкин. — Вы не огорчайтесь. Животные — это тоже природа. Давайте
защищать животных в нашем дворе.
— Давайте! —
обрадовалась Катя.
— Давайте!
Давайте! — закричала Манечка. — Давайте нашего Мышкина будем защищать!
— Вашего Мышкина
никто не обижает, — сказал Костя. — А надо проверить, вдруг в нашем дворе к
животным кто-нибудь плохо относится?
— А как же мы
проверим? — сказала Катя.
— Надо ходить по
квартирам, — сказал Костя. — Вы идите в этот подъезд. А я пойду в тот. И если
вы увидите, что кто-нибудь бьёт животных, или не кормит, или ещё как-нибудь
обижает, то мы тогда напишем письмо в журнал «Друг природы».
— Правильно, —
сказала Катя. — Пошли, Мань.
И они стали
звонить подряд во все квартиры, заходить и спрашивать:
— Скажите,
пожалуйста, у вас есть какие-нибудь животные?
— Есть, — сказали
в пятой квартире. — У нас канарейка, а что?
— А вы её кормите?
— сказали Катя с Маней.
— Конечно.
— А вы её не
бьёте?
— Ещё чего?! Кто
же это канареек бьёт? Тоже скажете!
— А вы с ней
гулять ходите?
— Ну конечно, мы
её на цепочке водим, — засмеялись в пятой квартире. — Видно, вам, девочки,
делать нечего — вы тут всякие глупые вопросы задаёте!
— Ничего
подобного! Просто мы животных защищаем! Если вы вашу канарейку обидите, мы
возьмём и про вас письмо напишем в журнал «Друг природы»!
— Да что вы
привязались? Не думаем мы канарейку обижать! Откуда вы только взялись на нашу
голову!
В тринадцатой
квартире им открыл какой-то большой мальчишка, на вид пятиклассник. Оказалось,
что в этой квартире живёт кошка с котятами.
— Ты свою кошку
кормишь? — спросили Катя с Маней у пятиклассника.
— А что?
— Как — что?
Кормишь ты свою кошку, мы спрашиваем?
— А вам какое
дело!
— Очень даже
большое! Кошек надо кормить, понятно? И котят тоже.
— Неужели? —
удивился пятиклассник. — А я и не знал! Спасибо, что сказали!
— На здоровье! А
ты их не бьёшь?
— Кого?
— Котят с кошкой.
— Бью. Палкой. С
утра пораньше, — сказал пятиклассник и вытолкал Катю с Маней за дверь.
— Дурак, — сказала
Манечка. — Подумаешь какой! А ещё в очках...
В тридцать первой
квартире за дверью жалобно скулила собака, но хозяева не открывали.
— Дома никого
нету, — сказала Катя. — Бедная собачка! Она, наверно, голодная! Надо будет сюда
снова прийти, покормить её...
...В сороковой
квартире жила немецкая овчарка. Когда Кате и Манечке открыли дверь, она
выскочила на площадку и принялась обнюхивать их.
— Ай! — испугалась
Манечка. — Уберите её, пожалуйста, а то она укусится!
— Вам чего,
девочки?
— Ничего, спасибо,
мы дверью ошиблись!.. А скажите, пожалуйста, вы вашу собаку не обижаете?
— Зачем же её
обижать? Она у нас умная, две медали имеет.
— Большое спасибо.
— Ну как? — сказал
Костя Палкин, когда они вышли из подъездов и встретились во дворе. —
Кого-нибудь защитили?
— Нет, — сказали
Катя и Манечка. — Надо в другой подъезд пойти.
— И я никого, —
сказал Костя. — Не повезло что- то... может, завтра повезёт!
— Ка-а-тя!
Ма-а-нечка! — позвала из окна Вероника Владимировна. — Идите домой!..
— Где вы были? Я
уже целый час кричу! — сердито сказала она, когда дочки вернулись. — Стоит вам
выйти на улицу, как вы сразу голову теряете. Все свои обязанности тут же
забываете! Готовы с утра до вечера гулять, а хомяки ваши бедные голодные сидят.
И клетка у них грязная! И рыбкам давно воду поменять надо!.. А за песком для
Мышкина опять мне бежать? Три дня вас уже прошу — допроситься не могу!!! Неужели вам
животных не жалко! Безжалостные какие дети!
В. Степанов
Что мы
Родиной зовём?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы
Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы
Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём...
Всё, что в сердце бережём...
Т. Краснова-Гусаченко
А роднее нет
Обойди весь белый свет,
А роднее в мире нет
Наших ласковых лугов,
Нашей речки берегов,
Где ловили мы с тобою
Карасей, плотву, лещей,
Где бежали мы гурьбою
С горки в воду: "Кто быстрей!"
Обойди весь белый свет,
Ягод в мире слаще нет,
Чем та наша земляника,
Голубика и черника...
П. Синявский
Рисунок
На моём рисунке
Поле с колосками,
Церковка на горке
Рядом с облаками.
На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Родина моя.
18.04
Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.
- Интересно, - сказал Толя, - как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!
- А я об этом даже не думаю, - ответил Юра и вдруг остановился...
С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов... Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
- Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.
- Ах, вот он! Вот кто кричал! - обрадовался Толя. - Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы!
- Интересно, - сказал Толя, - как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!
- А я об этом даже не думаю, - ответил Юра и вдруг остановился...
С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов... Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
- Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.
- Ах, вот он! Вот кто кричал! - обрадовался Толя. - Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы!
Е. Пермяк
Самое страшное
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
В. Донникова
Канавка
Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.
Витя подбрасывает мяч, но все видит: вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.
– А, чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вон сколько молока пролила!
А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.
– Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.
Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»
Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток, сделал переход. Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал удобный переход. Да это и не важно!
Витя подбрасывает мяч, но все видит: вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.
– А, чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вон сколько молока пролила!
А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.
– Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.
Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»
Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток, сделал переход. Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал удобный переход. Да это и не важно!
Готовимся к внеклассному чтению
ТРУСИХА
Нина Артюхова
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали – «трусиха».
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили
крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в
войну играть не принимали – ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не
годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
– Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!.. Все обернулись.
– Лохмач! Лохмач!.. Берегись, ребята!..
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь
далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на
приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую –
кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс нёсся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и
очень широким. Он не лаял, а как-то всхрапывал при каждом прыжке. Вот уже
совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку,
потом совок и крикнула изо всех сил:
– Пошёл вон!
– Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! – Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу,
Вале на выручку.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его
за ошейник и увёл обратно к сараю.
На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался
с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша
сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
– Ты что? – спросили ребята. – Лохмач тебя укусил?
– Нет, – отвечала она. – Он не укусил... Просто я очень испугалась...
МУШКА
Вера Чаплина
Однажды Люда пришла
домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и
хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя
больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.
Мне очень не хотелось
заводить в доме собаку. Придёшь с работы усталая, а тут надо то комнату убрать,
то обед приготовить — где же здесь ещё держать собаку! Всё это я объяснила
дочке, но она заплакала и стала просить разрешения оставить собаку.
— Ведь она совсем
маленькая, а потом, у неё даже нет хозяина,— плакала Люда.— Ну, как я её
выгоню...
Пришлось собаку
оставить.
Назвали её Мушка.
Ухаживала за Мушкой Люда. Она перевязывала ей больную лапку, кормила, выводила
гулять. А если кто-нибудь угощал Люду конфетой, то она всегда оставляла кусочек
для Мушки. И нужно сказать, что Мушка привыкла к Люде и любила её больше всех.
Она даже не хотела спать на мягком коврике, который ей постелили в углу около
двери, и всё время ложилась под Людину кровать, хотя спать на полу было жёстко
и неудобно.
Скоро Мушка поправилась
и перестала хромать. Шёрстка у неё стала пушистая, блестящая, а хвостик
завивался тугим колечком.
Когда Люда приходила из
школы, Мушка её всегда встречала около дверей. Она радостно прыгала, ласкалась,
потом хватала в зубы Людины варежки и несла в комнату.
Клала она их всегда на
своё место — под кровать, и попробуй кто-нибудь из домашних варежки взять,
кроме Люды... Мушка их никому не давала.
Потом Мушка ещё
научилась служить и танцевать. Делала она это очень забавно. Становилась на задние
лапки, подолгу на них ходила и даже кружилась, будто танцевала вальс. Все
смеялись её фокусам, а когда она кончала танцевать, хлопали в ладоши и угощали
чем-нибудь вкусным. Такое внимание Мушке нравилось, и она часто танцевала даже
тогда, когда её никто не просил.
Вообще Мушка была очень
забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице,
её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней во двор погулять, а она всего
боится. Хлопнет кто-либо из ребят в ладоши или крикнет, а Мушка уже хвост
подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда бы ей спрятаться. Во дворе да и в
квартире все смеялись над Людой.
— Ну и собаку завела!
Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.
Только это оказалось
совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней
квартиры вдруг выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к
детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась
и упала.
Собака кинулась на Люду.
Она уже была готова укусить её, но тут, откуда ни возьмись, выскочила Мушка.
Словно маленький чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную
собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением
смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, всё же не
отступала перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку.
В это время подоспел
хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой, а Мушка подбежала к Люде,
стала к ней ласкаться и лизать её заплаканное лицо.
После этого случая Мушку
уже никто не называл трусишкой, потому что она хоть была маленькой и пугливой,
но всё же свою хозяйку в беде не оставила.
В. Сухомлинский
Лисенок
– первоклассник
У Лисы был сын – рыжий Лисенок. Он учился в первом
классе. Был Лисенок не особенно прилежным учеником. Ему не хотелось рано утром
просыпаться, умываться, чистить зубы, завтракать.
Однажды Лисенок решил: «Не пойду сегодня в школу».
- Мама, - жалобно прошептал он утром, у меня зуб
болит. Он думал, что мама скажет: «Бедный мой Лисенок, лежи в кроватке, не ходи
в школу , сейчас я тебе сладкой каши дам». Но мама сказала:
- Сейчас я схожу за Медведем- зубным врачом. Он
придет и вырвет больной зуб.
Лисенок испугался. Кому это приятно, если у него
вырывают совершенно здоровый зуб. И он сказал маме:
- Мама, у меня уже перестал болеть зуб. Я пойду в
школу. Но сначала умоюсь, почищу зубы, позавтракаю.
- Вот и хорошо, что болезнь прошла, - сказала мама,
а сладкая каша уже готова.
Что легче?
В. Осеева
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.
Идут домой - боятся:
- Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
- Нет, - говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
С. Баруздин
ЗА ОБЕДОМ
Как-то во время завтрака в детском саду была разбита тарелка.Никто не видел, как она упала со стола и разбилась на мелкие кусочки.Зинаида Фёдоровна спросила ребят:- Кто из вас разбил тарелку?- Не я! - сказал Виталик.- Не я! - сказала Лена.- Не я! Не я! Не я! - сказали другие ребята.Только Светлана посмотрела на Зинаиду Фёдоровну и тише всех сказала:- Наверное, она сама как-нибудь разбилась…- Ну ладно, - говорит Зинаида Фёдоровна, - идите пока играть.Стали ребята играть и совсем забыли о случившемся. Не заметили, как пролетело время и наступил час обеда.Все помыли руки и сели за столы.Нина Марковна принесла большой поднос, а на нём рядами стоят тарелки с супом.Ребята начали обедать.- А мне? - спрашивает Виталик. - У меня нет тарелки!Все посмотрели на Виталика: и правда, нет у него тарелки.- Тебе, Виталик, придётся подождать, - говорит Зинаида Фёдоровна. Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?- Правда! - закричали ребята.- Вот и неправда, - вдруг тихо сказала Светлана. - Тарелки сами не бьются. Это… это… я… её нечаянно разбила. Я больше не буду! - И она пододвинула свою тарелку Виталику: - Ешь!Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит."Сейчас Зинаида Фёдоровна накажет Свету", - решили ребята.Но Зинаида Фёдоровна подошла к Светлане и сказала:- Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду.
Сказка про честные ушки
С. Прокофьева
Наступила зима. Засыпал снег в лесу все дорожки.
Пошла Ойка-капризуля погулять. Озябла. Да ещё варежки потеряла. Идёт на пальцы дует. Вдруг видит – стоит под самой сосной заячий домик. Выглянула из окна Зайчиха.
– Ойка, Ойка, иди в дом! Погрейся у печки, – позвала Зайчиха.
Вошла Ойка в заячий домик. Усадила её Зайчиха на лавку поближе к печке.
– Сиди, Ойка, грейся, – сказала Зайчиха. – А я пойду своего сыночка зайчонка поищу. Вон какой холодище в лесу. Озябнет он, простудится.
Накинула Зайчиха на плечи тёплый платок из заячьего пуха и пошла сыночка искать.
Смотрит Ойка – стоит на полке банка с вишнёвым вареньем. Очень захотелось Ойке сладкого варенья попробовать. Забралась Ойка на стул. Хотела взять банку с вареньем, да задела локтем чашку. Чашка красивая, нарисованы на ней морковка и кочан капусты. Упала чашка и разбилась.
Тут как раз вернулась Зайчиха с зайчонком.
– Кто разбил мою чашку? – огорчилась Зайчиха.
– Ой, она сама разбилась, – сказала Ойка. – Эта чашка очень плохая. Она любит драться. Чашка взяла ложку и стала бить чайник. А чайник рассердился и толкнул её. Чашка упала с полки и разбилась.
– Ай-ай-ай! – покачала головой Лесная Птица. Она сидела на ветке под окошком и всё видела. – А ну-ка скажи, Ойка, почему у тебя ушки красные?
– Ой, не знаю, – прошептала Ойка, а сама ушки руками закрыла.
– А я знаю, – сказала Лесная Птица. – Потому что ты врунишка, а ушки у тебя честные. Им за тебя стыдно, вот они и покраснели. У врунишек всегда ушки красные.
– Ой! – закричала Ойка. – Не хочу, чтобы у меня ушки были красные! Это я чашку разбила!
– Вот и хорошо, что призналась, – улыбнулась Зайчиха. – Садись-ка с нами за стол. Будем пить чай с вишнёвым вареньем.
– А я твои варежки нашла, – сказала Лесная Птица. – Вот они, Ойка, держи. Больше не теряй. Зима пришла, пальчики отморозишь.
"Слоговичок" № 1
БЛА БЛЕ БЛИ БЛО БЛЮ БРА
БРЕ БРИ БРО БРУ БРЮ БРЯ
ВРЕ ВДО ВДУ ВЗА ВЗО ВЗЫ ВЗЯ
ВКО ВКУ ВЛА ВЛЕ ВЗИ
ВЛИ ВМЕ ВМИ ВНА ВНИ ВНО ВНУ
ВРА ВДЕ ВРО ВРУ
ВСЕ ВСЮ ВСЯ ВТА ВТЕ ВТИ
ВТО ВХО ВЧЕ ВЧУ ВЧИ ВШЕ
ГЛО ГЛУ ГЛЯ ГНЕ ГНИ ГНУ
ГРА ГРЕ ГРИ ГРО
ГВУ ГРЫ ГРЯ ДВА ДВО ДВУ ДЖЕ ДЖО ДЖУ ДЯТ ДНЕ ДНО
ДРА ДРЕ ДРО ДРУ ДРЯ ЗДО ЗЛО
ЗМЕ ЗНА ЗРА ЗРЕ КВА
КВЕ КВИ КЛА КЛЕ КЛИ КЛО КЛЮ
КЛЯ КНИ КНО КНЯ КРА
КРЕ КРО КРЯ КТО ЛГУ МНА КРУ МЛЕ МНЕ МНТ МНИ МНО
МРА НРА ПЛА ПЛЕ ПЛИ ПЛО ПЛУ
ПЛЫ ПЛЮ ПНЕ ПРА
ПРЕ ПРИ ПРО ПРЫ ПСА ПСЕ
ПСИ ПТИ ПЧЕ ПШЕ РВА РДЕ
РЖА СВЕ СВИ СВА СВЕ СВО СВЫ
СВЯ СТИ СДА СДЕ СДО
СДУ СЖИ СЖЕ СЗА СЖИ СКА
СКЕ СМО СМЫ СМУ СМЯ
СНЕ СНИ СНО СПА СПЕ СПИ СПО
СРА СРЕ СРЯ СТА
СТЕ СТИ СТО СТУ СТЯ СХО
СЦЕ СЧА СШИ СЧИ
СЧЕ ТКА ТЛЕ ТРА ТРЕ ТРИ
ТРО ТРУ ТРЫ ТРЮ ТЛЕ
ТРЯ ТЩА ТЩЕ ФЛА ФЛИ ФЛЯ ФЛО
ФРА ФРЕ ФРИ ФРО
ХВА ХВО ХЛА ХЛЕ ХЛО ХРА
ХРЕ ХРИ ХРО ХРУ ХРЯ
ЧВО ЧРЕ ЧТИ ЧТО ШВА ШВЕ ШВО
ШКА ШКИ ШКУ ШЛА ШЛЕ ШЛИ ШЛЮ ШНИ ШПА ШПИ ШРА ШТЕ
ШТО ШТУ
"Слоговичок"
№ 2
СТРА СТВО СТРО ВЗРЕ ВДРУ ВДРЫ ВЗБА ВЗБЕ ВЗБИ ВЗБУ ВЗБЕ ВЗВО ВЗДЕ ВЗДО ВЗДЫ ВЗЛЕ ВМРУ ВЗЛЕ ВЗЛО
ВЗДЫ ВЗМА ВЗМО ВЗНУ ВЗРО ВЗРЫ ВКЛЮ
ВКРА ВКРИ ВРКУ ВПЛА ВПМО ВПРА ВПРЕ ВПРЫ ВКРО ВПРА ВПРЫ ВПРЯ ВСПА ВСКО ВСЛА ВСЛЕ ВСНУ ВСЛО ВСЛА ВСПО ВСПА ВСПЛ ВСТУ ВСХО ВТРИ СТВО СТВЕ ЗДРА МГНО СБРА СБРИ СБРО СБРУ СГЛА СГНО СГРЫ
СКВО СКЛА СКЛЕ СКЛО СКРЕ СКРЫ СКРУ СПЛЕ СПРА СПРИ СПРЫ СПРО СПРЯ 6ТРА СТРЕ СТРИ СТРО
"Слоговичок" № 3
ШЛА
|
ШЛН
|
ШЛИ
|
СШИ
|
СЧИ
|
СЧЕ
|
ШЛЮ
|
ШНИ
|
ШПА
|
ХРУ
|
ХРЯ
|
ЧТО
|
ШПИ
|
ШПА
|
ШРА
|
ШВА
|
ШВЕ
|
ШВО
|
ШТЕ
|
ШТО
|
ШТУ
|
ШКА
|
ШКИ
|
ШКУ
|
СТО
|
СТУ
|
СТЯ
|
СПЕ
|
СПИ
|
СПО
|
СХО
|
СЦЕ
|
СЧА
|
СРА
|
СРЕ
|
СРЯ
|
ХРЕ
|
ХРИ
|
ХРО
|
СТА
|
СТЕ
|
СТИ
|
ЧВО
|
ЧРЕ
|
ЧТИ
|
ХЛЕ
|
ХЛО
|
ХРА
|
СМЯ
|
СНА
|
СНЕ
|
СЖИ
|
СКА
|
СКЕ
|
СНИ
|
СНО
|
СПА
|
СМО
|
СМЫ
|
СМУ
|
ФРЕ
|
ФРИ
|
ФРО
|
ТЛЕ
|
ТРЯ
|
ТЩА
|
ХВА
|
ХВО
|
ХЛА
|
ТЩЕ
|
ФЛО
|
ФРА
|
СДЕ
|
СДО
|
СДУ
|
ПСА
|
ПСЕ
|
ПСИ
|
СЖИ
|
СЖЕ
|
СЗА
|
ПТИ
|
ПЧЕ
|
ПШЕ
|
ТРЫ
|
ТРУ
|
ТРЮ
|
СВЯ
|
СТИ
|
СДА
|
ФЛА
|
ФЛИ
|
ФЛЯ
|
ТРЕ
|
ТРИ
|
ТРО
|
КТО
|
КРУ
|
ПРЕ
|
КНО
|
КНЯ
|
КРА
|
ПРИ
|
ПРО
|
ПРЫ
|
КРЕ
|
КРО
|
КРЯ
|
СВЕ
|
СВО
|
СВЫ
|
ПЛЮ
|
ПНЕ
|
ПРА
|
"Слоговичок" № 4
ТКА
|
ТЛЕ
|
ТРА
|
СВЕ
|
СВИ
|
СВА
|
КЛЮ
|
КЛЯ
|
КНИ
|
ДРУ
|
ДРЯ
|
КЛА
|
МНО
|
МРА
|
ПЛИ
|
КЛЕ
|
КЛИ
|
КЛО
|
ПЛО
|
ПЛУ
|
ПЛЫ
|
МНЕ
|
МНТ
|
МНИ
|
РВА
|
РДЕ
|
РЖА
|
НРА
|
ПЛА
|
ПЛЕ
|
ВЧИ
|
ВШЕ
|
ДНО
|
ВТЕ
|
ВТИ
|
ВТО
|
ДРА
|
ДРЕ
|
ДРО
|
ВХО
|
ВЧЕ
|
ВЧУ
|
КВА
|
КВЕ
|
КВИ
|
ДЖУ
|
ДЯТ
|
ДНЕ
|
ЛГУ
|
МНА
|
МЛЕ
|
ЗНА
|
ЗРА
|
ЗРЕ
|
ВСЮ
|
ВСЯ
|
ВТА
|
БРУ
|
БРЮ
|
БРЯ
|
ГРЯ
|
ДВА
|
ДВО
|
ВЛА
|
ВЛЕ
|
ВЗИ
|
ДВУ
|
ДЖЕ
|
ДЖО
|
ВРО
|
ВРУ
|
ВСЕ
|
ЗДО
|
ЗЛО
|
ЗМЕ
|
ГРО
|
ГВУ
|
ГРЫ
|
БРЕ
|
БРИ
|
БРО
|
БЛО
|
БЛЮ
|
БРА
|
ВЗЯ
|
ВКО
|
ВКУ
|
ВЗА
|
ВЗО
|
ВЗЫ
|
ВНУ
|
ВРА
|
ВДЕ
|
ВНО
|
ВНА
|
ВНИ
|
ГРА
|
ГРЕ
|
ГРИ
|
ГНЕ
|
ГНИ
|
ГНУ
|
БЛА
|
БЛЕ
|
БЛИ
|
ВЛИ
|
ВМЕ
|
ВМИ
|
ВРЕ
|
ВДО
|
ВДУ
|
ГЛО
|
ГЛУ
|
ГЛЯ
|
В. Осеева
СЫНОВЬЯ
Две
женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек
отдохнуть присел.
Вот
говорит одна женщина другой:
—
Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
—
А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, —
говорит другая.
А
третья молчит.
—
Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают ее соседки.
—
Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нем
особенного нету.
Вот
набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок — за ними. Идут
женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг
навстречу три мальчика выбегают.
Один
через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой
песню поет, соловьем заливается — заслушались его женщины.
А
третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.
Спрашивают
женщины старичка:
—
Ну, что? Каковы наши сыновья?
—
А где ж они? — отвечает старик. — Я только одного сына
вижу!
ЛЕКАРСТВО
У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит — одной
рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит
на своем стульчике и командует:
— Принеси мне кубики!
Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.
— А куклу? Где моя кукла? — кричит опять девочка.
Посмотрел на это доктор и сказал:
— Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!
К. Ушинский
Дедушка
Сильно
одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от
старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это
сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за
печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и
разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из
старой деревянной миски.
У старикова сына был
свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
-Что ты делаешь,
дитятко? -спросила у него мать.
-Коробочку, -отвечает
дитя.- Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки
кормить.
Переглянулись отец с матерью
и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки
кормить.
Э. Шим «Брат и младшая сестра»
Санька и его
младшая сестричка Варя идут по лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка
поглядела и посмеивается:
- Что же ты, Саня…
Маленькая Варя больше тебя
набрала!
- Ещё бы! –
отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и собрала больше.
Опять идут Санька
и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
- Что же ты, Саня…
- говорит бабушка. – Маленькая-то больше набрала!
- Ещё бы! –
отвечает Санька. – Она к
земле ближе, вот и набрала!
В третий раз
отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.
И вдруг вижу, как
Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он
возьмет и подсыпет…
Идем обратно. У
Вари ягод больше, у Саньки – меньше.
Встречает бабушка.
- Что ж ты, -
говорит, - Саня? Малина-то высоко растет!
- Высоко, -
соглашается Санька.
- Так тебе дотянуться легче, а Варя больше
набрала!
- Ещё бы! –
отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не
угонишься!
ПЕЧЕНЬЕ
В. Осеева
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками.
Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро
уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко
вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний
кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой
неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного
хлеба...
РодничокВасилий Белов
Утром родился в поле родничок. Только солнышко поднялось, еще и трава не обсохла, а пчелка уже летит на работу — сок с цветов собирать. Говорит пчелка родничку:— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль... Я не знаю. Я еще маленький.
— Родничок, родничок,— говорит пчелка,— дай водицы попить.
— Буль-буль-буль... Пей досыта, пожалуйста. Напилась пчелка, сказала «спасибо» и улетела.
Окреп родничок, веселее забулькал, и солнышко выше поднялось.
Летит птичка-синичка. Увидела родничок и спрашивает:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль... Пила из меня водицу пчелка, у нее и спрашивай.
— Дай и мне, родничок, водицы попить.
— Буль-буль-буль... Пей досыта, пожалуйста.
Сказала птичка-синичка «спасибо» и улетела по своим делам, а родничок еще глубже стал, еще светлее.
Поднялось солнышко еще выше. Стало в поле совсем тепло.
Бежит зайчик — серые ушки. Увидел родничок и спрашивает:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль... Пила из меня водицу пчелка, потом птичка-синичка, у них и спрашивай.
— Дай, родничок, и мне водицы попить.
— Буль-буль-буль... Пей досыта, пожалуйста.
Попил зайчик, сказал «спасибо» и ускакал по своим делам.
Еще шире стал родничок, знай булькает. А солнышко на самый верх поднялось, в поле жарко стало.
Идет мимо Маша с ведерком. Увидела родничок и говорит:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль... Пила из меня водицу пчелка, потом птичка-синичка, потом зайчик — серые ушки, у них и спрашивай.
— Дай и мне, родничок, водицы попить.
— Буль-буль-буль... Пей, пожалуйста.
Зачерпнула Маша воды ведерком, попила, сказала «спасибо» и побежала по ягоды. Совсем глубокий стал родничок. Идет мимо с покоса дедушка с котомкой, увидел родничок и говорит:
— Ах, какой родничок хороший! Откуда ты такой взялся?
— Буль-буль-буль... Пила из меня водицу пчелка, потом птичка-синичка, потом зайчик — серые ушки, потом Маша с ведерком. У них и спрашивай.
— Дашь, родничок, и мне водицы попить?
— Буль-буль-буль... Пей досыта, пожалуйста.
Попил дедушка водицы, посидел на травке, сказал «спасибо» и пошел дальше.
Еще шибче забулькал родничок, еще чище стала вода в нем. И трава расступилась вокруг, обогнула родничок веселая тропка.
Вдруг летит болотный комар. Не спросил ничего, напился воды, «спасибо» не сказал и сидит на листке, ногу отставив в сторону. Долго так сидел, потом спрашивает:
— А ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль... Пили из меня водицу пчелка, птичка-синичка, зайчик — серые ушки, Маша с ведерком, дедушка с котомкой. У них и спрашивай.
— Экой ты, родник, — говорит комар, — всех подряд водой поишь. На всех не напасешься, береги для себя воду.
Сказал и улетел на болото. Начало солнышко садиться. Летит пчелка домой с поля. Спрашивает у родничка:
— Можно водицы попить?
— Буль! На всех не напасешься.
Улетела пчелка. Летит птичка-синичка и тоже к родничку:
— Можно водицы попить?
— Буль! На всех не напасешься.
Прибежал зайчик — серые ушки, прошла Маша с ягодами, прошел с покоса дедушка с котомкой — никому родничок не дал водицы попить.
А солнышко все ниже, ниже. Трава все выше, потерялась тропка в траве, стало тихо. Затянула водицу зеленая ряска, потом появился и мокрый мох.
— Буль! — сказал родничок и заглох.
Не стало в поле родничка, одно топкое место — раздолье для комаров.
Долг
Валентина Осеева
Принес Ваня в класс коллекцию марок.
— Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя
тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других
марок и верну тебе.
— Бери, конечно! — согласился Ваня.
Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих
марок.
— Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.
— Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки
сыграем!
Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.
— Кругом я у тебя в долгу!
— Какой это долг, — говорит Ваня, — я с тобой в шутку играл.
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки
рассыпались, глаза какие-то круглые...
«И чего это я с ним дружу? — подумал Петя. — Только долги набираю». И стал
он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида
на Ваню.
Ляжет он спать и мечтает:
«Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти
перьев — пятнадцать...»
А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с
товарищем случилось?
Подходит как-то к нему и спрашивает:
— За что косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:
— Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои
марки нужны? Или перьев я не видел?
Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не
смог.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к
Ване.
— Получай все долги сполна! — Сам радостный, глаза блестят. — Ничего за
мной не пропало!
— Нет, пропало! — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернешь ты уже
никогда!
Дружба Илья Туричин
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе
Сережа:
- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных!
- Давай! – согласился Вася
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору,
таща за собой на веревочке машину
- Пожар! Пожар! – кричит.
Подбежали другие ребята:
Сережа заслонил машину от ребят.
- Я – Васин друг! И я один буду в его машину
играть! Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с
вагончиками.
Подбежал к нему Сережа.
- Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в
машинистов.
- Давай, – согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
- И меня примите.
- Не примем, – сказал Сережа.
- Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же
сам вчера говорил.
- То – вчера, – сказал Сережа. – Вчера у тебя
пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня
я с ним дружу!
ОбрадовалиЮрий Ермолаев
У
Толика Акимова заболело ухо. Он сидел дома скучный, расстроенный: мама с папой
на работе, младшая сестрёнка в садике и все ребята в школе. Вдруг звонок. Толик
даже про больное ухо забыл. Так обрадовался! Открыл дверь и увидел Костю с
Андрюшей. Вот уж кого он не ждал! Андрюша с Костей не старосты, не звеньевые, а
пришли. Молодцы!
— Мы к тебе!
— Больного человека решили навестить, — сказали
мальчики.
— Спасибо! Хотите чаю?
— Какой чай, нам уже в школу пора, — заторопились
приятели.
— Жалко, что так мало побыли, — вздохнул Толик и
пригласил Андрюшу с Костей зайти ещё.
— Обязательно придём, — пообещал Костик. — Как в
школу опоздаем, так и придём.
— Мы ведь и сегодня опоздали, — сказал Андрюша. —
Хорошо, Костик про тебя вспомнил. Вот мы и зашли.
— А при чём тут я? — удивился Толик.
— Как при чём?! — воскликнули мальчики. — Придём
сейчас в школу и скажем: «Навещали больного». И Анна Сергеевна нас ругать не
будет за опоздание.
— Ещё и похвалит!
И они убежали.
А Толику грустно стало. Может, ещё грустнее, чем до их прихода.
"Три товарища" В.А. Осеева
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.
- До обеда далеко еще!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
"Синие листья" В.А. Осеева
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
"Два товарища" Лев Толстой
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:
— Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Прочитайте с детьми и обсудите рассказ Е. Пермяка"Надежный человек"
На первой парте в первом классе сидел сын отважного
лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он
всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была
маленькаяя слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, —
с этим Андрюша никак не мог примириться. Она боялась каждой встречной
собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он
всячески старался избавиться от Аси. А её не пересаживали.
Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище,
Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого и началось... Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна
будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться
после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса,
он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
— Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она
опять испугалась.
— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна, — Кто как умеет, тот так и
помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну
маленькую историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.
— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как
сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным
ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове
приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так
поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.
А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя
буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты,
что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа...» Но
настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно
привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом
сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами
в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется
узнать, кем стали Вова и Аня.
— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.
— Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович
Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь
стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так
хотелось походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась
со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.
— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. —
Если хочешь, пойдём в школу вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо,
от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся,
и мальчишкам в обиду не даст.
— Да, — тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не
уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.
Рядом с ним она чувствовала себя сильной и смелой. Это был надёжный человек —
её товарищ по парте, ученик первого класса Андрей Рудаков.
Девочкам предлагаю выучить стихотворение
Жила на свете девочка
Жила на свете девочка
С
пушистою косой,
Прекрасна,
как принцесса,
Была
она собой.
Но лишь
тогда, когда была
Она
послушна и мила!
Когда ж
вертелась, как юла,
И слезы
просто так лила,
Тогда
она, тогда она
Была
ужасно как страшна!..
А.
Босев
Мальчикам предлагаю выучить стихотворение
Мужчина
Нельзя мне больше
плакать
Есть важная причина -
Вчера сказал мне папа,
Что я уже мужчина.
Мужчины не бояться
Без мамы оставаться.
Мужчины закаляются
И сами одеваются.
Мужчина очень гордый
Он не грубит соседу.
Он две тарелки каши
Съедает за обедом.
Он не боиться Буки,
Что может вдруг прийти.
Мужчина знает буквы
И счет до десяти.
Но если очень, очень
По маме я тоскую,
Мне папа разрешает
Пролить слезу мужскую.
Одну! И сразу вытереть,
А то еще польются,
И чтоб никто не видел,
Сейчас же отвернуться.
А так - нельзя мне плакать,
Есть важная причина -
Вчера сказал мне папа,
Что он и я - МУЖЧИНЫ!
Есть важная причина -
Вчера сказал мне папа,
Что я уже мужчина.
Мужчины не бояться
Без мамы оставаться.
Мужчины закаляются
И сами одеваются.
Мужчина очень гордый
Он не грубит соседу.
Он две тарелки каши
Съедает за обедом.
Он не боиться Буки,
Что может вдруг прийти.
Мужчина знает буквы
И счет до десяти.
Но если очень, очень
По маме я тоскую,
Мне папа разрешает
Пролить слезу мужскую.
Одну! И сразу вытереть,
А то еще польются,
И чтоб никто не видел,
Сейчас же отвернуться.
А так - нельзя мне плакать,
Есть важная причина -
Вчера сказал мне папа,
Что он и я - МУЖЧИНЫ!
Быков Р. А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий